Спустя 71 год восстановлены имена защитников Севастополя
Чтобы умерший от ран 20-летний морской пехотинец Борис Петров не стал для будущих поколений неизвестным солдатом, его однополчане оставили в захоронении записку.
В начале августа её обнаружили поисковики Севастопольского объединения поисковых организаций (СОПО) «Долг», проводящие «Вахту памяти».
Треугольник между лесной дорогой, просекой и линией электропередачи на втором кордоне Мекензиевского лесничества, поисковики называют «Бермудским»: раскопки здесь впервые провели 19 лет назад, подняв останки 20 безымянных защитников города.
В августе этого года на втором кордоне подняли останки 72 человек, на первом в июле 54-х. Морпехи 3-й Черноморский полк и 79-я бригада морской пехоты и воины береговой обороны.
Сергей Крюков: «В этой бутылке друзья погибшего оставили записку».
- На первом кордоне, в реальных условиях рядом с трассой Столица Крыма Севастополь, останки бойцов 79-й бригады найдены на месте боя погибших захоронили в воронке от снаряда, рассказал поисковик с 38-летним стажем Александр Запорожко, командир поискового отряда «Память» СОПО «Долг». Второй кордон это по сути огромное госпитальное кладбище на линии обороны. Здесь были передовые траншеи, где сдерживали фашистов воины 3-го полка морской пехоты.
Во время «Вахты памяти» найдены несколько смертных медальонов, отданы на экспертизу. Как говорят поисковики, медальон с заполненным вкладышем редкая находка, ведь у бойцов было поверье: заполнишь накличешь гибель. В данный раз повезло дважды.
- Рядом с останками одного из погибших нашёл медальон для ношения на шнурке такие встречаются крайне редко, рассказывает Сергей Крюков, поисковик отряда «Викинг». Однако больше поразила всех другая находка: гранёная бутылка, запаянная воском, в которой находилась записка. Такая находка впервые. Через стекло в записке удалось рассмотреть имя Петров Борис Иванович. Позже опытнейший эксперт-криминалист Тальгат Сардинов смог вскрыть бутылку и прочесть новые данные. «Здесь покоится прах тела Петрова Бориса Ивановича, погибшего за общее дело по защите города Севастополя при исполнении боевого задания командования. Погиб от вражеских пуль, нанесённых в голову». В частично разрушенной временем и конденсатом записке прочли год рождения воина: 1922-й, часть адреса мамы в Баку. В конце дата захоронения: «22 апреля 1942 г». И подпись: «начальник разведки, лейтенант А. Бушманов».
Информацию удалось подтвердить в Обобщённом банке данных «Мемориал», созданном при Минобороны России: в «Именном списке безвозвратных потерь личного состава 3-го полка морской пехоты Черноморского флота» с 20 по 30 апреля 1942-го пять фамилий захороненных «на братском кладбище в районе хутора Мекензи». Между них и разведчик Борис Иванович Петров, раненный 22 апреля 1942-го и в тот же день умерший от ран. Адрес родных: Евдокия Яковлевна Власова (по архивным документам не указано, что она мама), Азербайджанская ССР, Баку, ул. Джапаридзе, тупик №3, дом 8. Кстати, в ОБД «Мемориал» нам удалось найти данные о начальнике разведки А. Бушманове, оставившем будущему память о друге. Увы, лейтенант Александр Николаевич Бушманов, 1902 года рождения, числится пропавшим без вести на 3 июля 1942-го. В картотеке значится адрес жены Александры Ивановны: «Сталин. обл., Дзержинск, ул. Парт. Коммун, 15». То ли Сталинградская область (ныне Дзержинск на территории Нижегородской области), то ли Сталинская (Донецкая). Остаётся верить, что когда-нибудь найдут и останки лейтенанта-разведчика.
А останки Бориса Петрова и других найденных героев планируется захоронить 30 октября на мемориальном кладбище в посёлке Дергачи.
* * *
Поиск родственников Бориса Петрова пока не дал результатов. Однако зато, как рассказала нам Марина ГАВРИЛЕНКО, председатель СОПО «Долг», удалось найти родных двух других погибших, чьи останки и смертные медальоны найдены на втором кордоне. Это Анил Мойшевич Кивилевич из Одессы и Григорий Моисеевич Могила, 1906 года рождения, из Краснодарского края. Буквально накануне удалось прочесть записку из ещё одного медальона: погибший Николай Давидович Юнаков, 1908 года рождения, из Краснодарского края. Его родных уже ищут.