Добыча песка в отдельных регионах акватории Черного моря приводит к печальным последствиям. Совмин Крыма, получивший полномочия по выдаче лицензий на добычу полезных ископаемых, намерен урегулировать данный вопрос в интересах полуострова.
Как заявил на пресс-конференции в Столице Крыма председатель Совета министров Крыма Анатолий Могилёв, в своей работе по выдаче лицензий правительство будет руководствоваться, прежде всего, осторожностью.
«Выдачей лицензий на добычу песка до недавнего времени занималось Минэкологии Украины. В настоящее время полномочия в этой части перешли к Совмину, и мы будем очень осторожно подходить к выдаче разрешений на производство такого вида работ. Потому что добыча песка в акватории Черного моря в разных его регионах иногда приводит к печальным последствиям», – констатировал Могилёв, комментируя исследование видных экологов Крыма об опасности, которую представляет для озера Донузлав ведущаяся здесь добыча песка.
На уточняющий вопрос, можно ли говорить о том, что уровень добычи песка на Донузлаве в ближайшее время будет реально снижен, премьер сказал: «В принципе, да. Мы к выдаче лицензий будем подходить очень осторожно».
Хаотичную застройку Южной косы озера, которую экологи назвали ещё одним опасным фактором для природы уникального уголка Крыма, глава правительства назвал «болезнью Крыма последних 20 лет».
«Все наши архитектурные подразделения получили команду, чтобы очень осторожно подходить к застройке, чтобы она соответствовала тем генпланам, какие принимаются в населённых пунктах», – сказал Могилёв, однако не уточнил, будет ли Совмин инициировать вопрос о пересмотре земельных решений местной власти.
При этом Могилёв уточнил, что проект строительства порта на Донузлаве – лишь один из вариантов создания большого порта-хаба в Крыму, который рассматривается наряду с другими проектами и не имеет четких очертаний.
Отметим, что недавно Крымская ассоциация «Экология и Мир» выступила с заявлением «Западный Крым теряет уникальные природные ресурсы», претендующим на статус исследования. В тексте говорилось, что наиболее перспективные земли в 2-километровой полосе, включая пляжи, на Южной косе Донузлава уже распаеваны, а на большую часть оформлены земельные госакты или договора долгосрочной аренды на 49 лет.
«Уникальная южная коса Донузлавской пересыпи, своеобразная сердцевина пляжей Крымских золотых песков Западного Крыма уже поделена на коммерческие участки под мини-гостиницы и дачные коттеджи», – отметили в ассоциации.
Кроме того, экологи отдельно обозначили деструктивную роль добычи песка на Донузлаве.
«Непосредственно к пересыпи со стороны озера примыкает карьер по добыче песка. Карьер расположен в устьевой, наиболее широкой и мелководной части озера. Добыча песка создаётся методом рефулирования путём засасывания водно-песчаной смеси через трубу диаметром 275 мм в трюм баржи. Песок оседает в трюме, а вода и взвеси (пульпа) выливаются за борт через специальные отверстия. Специальная экспертиза установила, что до 25% добываемого песка возвращаются в воду. Следствием рефулирования являются взмученность воды, заиление дна, увеличение глубины и изменение подводного рельефа… При среднегодовом объеме добычи песка в 1 млн. м3 увеличение карьера составляет 8-10 га или около 0,2 % площади лимана.
Вследствие многолетней промышленной выборки песка с Донузлавского месторождения нарушается установившийся естественный профиль дна. По этой причине песок соседних пляжей волновыми движениями и течениями переносится к местам его забора. Глубина карьера достигает 12 м, что при сейсмических подвижках может привести к катастрофе – прорыву и последующему размыву песчаной косы морскими штормами», – констатировалось в заявлении.
Отметим, что под этим исследованием подписался не только президент ассоциации «Экология и Мир» Виктор Тарасенко, однако и известные крымские учёные – доктор биологических наук Андрей Ена и доктор географических наук Август Олиферов.
Напомним, добычу песка на Донузлаве ведет ЗАО «Южная инвестиционная компания», входящая в группу компаний «Суэста». Эта же компания возобновила варварскую добычу песка у мыса Фиолент под Севастополем.
По материалам информационного агентства nr2.ru