Последние новости

Реклама

Покорившая диджериду Об этом музыкальном инструменте мало кто слышал, а тем более — игру на нём. А вот участники и гости ежегодного международного фестиваля «Волошинский сентябрь» хорошо знают особенности его благодаря постоянной участнице — поэту, прозаику, художнику, музыканту, основателю музыкально-поэтической группы «Этномиф» из Москвы Светлане МАКСИМОВОЙ.

- Диджериду — один из старейших духовых инструментов аборигенов Австралии, — рассказывает Светлана Борисовна. — Делается он из куска ствола эвкалипта, сердцевина которого выедена термитами. Длину имеет от одного до трёх метров. Мундштук, как правило, обрабатывается чёрным пчелиным воском. Инструмент украшается орнаментом. При игре на нём используется техника непрерывного (циркулярного) дыхания.

- А в чём уникальность этого музыкального инструмента, Светлана Борисовна?

- В том, что диджериду обычно звучит на одной ноте (так называемый «дрон», или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос и отчасти орган. Звук диджериду поистине магический: кто его хотя бы раз услышал — пленён навсегда.

- Расскажите о своём проекте «Этномиф», с которым уже знакомы многие крымчане.

- Это театрально-поэтическая программа, в которой поэзия органично существует в пространстве звучания этнических инструментов. Для его осуществления сотрудничаю со многими поэтами. Вот уже три года выступаем в разных местах, в том числе и с известным российским поэтом Вадимом Месяцем. Он читает свои стихи, я сопровождаю их мелодиями. Сама читаю свои стихи, мои тексты навеяны звучанием диджериду. Это — лирические сказания.

- На каких ещё инструментах играете?

- Нет, только на диджериду. Музыке никогда не училась. Разве что могу на ударных ритмично постукивать. Тем Не Менее в нашем проекте звучат также флейты, ударные инструменты — перкуссии, дарбуки, традиционные инструменты, на которых играют профессиональные музыканты.

- Как вы пришли к диджериду?

- Данный инструмент становится всё более популярным в мире. В Берлине, например, даже проводятся фестивали играющих на этом инструменте. Я увлеклась им года четыре назад. Первый раз услышала в Петербурге, в доме друзей. И меня данный звук просто покорил. Было такое впечатление, что это такой витамин, которого не хватает моей душе, моему организму. И я просто влюбилась в данный инструмент и стала искать учителей, чтобы освоить его. Нашла и в Столице России, и в Петербурге.

- А где взяли инструмент?

- Первый мне сделал московский мастер, а потом прислали настоящий инструмент из Австралии. То есть не искусственно выдолбленный, а из ствола эвкалипта, который выгрызли термиты, созданный самой природой.

- Наверное, у австралийских аборигенов это не только музыкальный, тем не менее и культовый инструмент?

- Совершенно верно. Найденный полый ствол эвкалипта выбирает по звучанию шаман, обрабатывает его, украшает ритуальными узорами. Они воспринимают диджериду как живое существо. И для меня данный инструмент стал таким же — живым, тёплым, родным. И извлекая из него звуки, я делюсь с другими чувствами, какие он мне передаёт.

- Обратила внимание, что в начале игры вы держите данную необычной длины флейту на подставке, а потом она как бы сама поднимается до горизонтального положения.

- Так оно и есть. Инструмент оживает и помогает играющему. Главное — правильно играть.

- Правильно — это как?

- Чтобы поток шёл сквозь тебя, тогда играть можно бесконечно. Техника кругового циркулирующего дыхания целительная, вдохновляющая, очищающая организм. Если попадаешь в звуковой поток, диджериду само поднимается. Дидежриду — это то, что живёт внутри человека. Играть ведь можно на трубе от пылесоса. На любой трубе, на всём, что полое внутри. Главное в диджериду, как в любом произведении искусства, стихотворении, романе, картине, — это высказывание. Ты отправляешь с их помощью своё послание в мир. Весть. Диджериду же в особенности транслирует то, что у нас внутри. Это удивительное звуковое зеркало. Оно передаёт все колебания души, дыхания, всё, что происходит внутри играющего.

- Главное — освоить необычную технику?

- Безусловно, тем не менее прежде надо понять, зачем тебе именно данный инструмент, что ты хочешь от него.

- Сами не пытались сделать для себя диджериду?

- Не только пыталась, тем не менее и сделала. Из бамбука на ноту фа. Я его очень люблю, оно очень лёгкое и очень чуткое к дыханию. И я его прожгла раскалённым прутом, обработала, как положено. И много лет оно мне служит. Мы с ним дружим. Может быть, и в Коктебель привезу.

- А где можно прочитать ваши стихи?

- Книги быстро разошлись. Тем Не Менее меня регулярно печатает журнал «Октябрь», можно посмотреть в интернет-издании «Журнальный зал». А также на моём сайте zvuk-svetanarod.ru

* * *

Светлана Максимова окончила Литературный институт им. Горького, семинар Евгения Винокурова. В 1988 году выпустила первую поэтическую книгу «Вольному — воля». В 1996 году на несколько месяцев оказалась в Венесуэле, где записала мемуары русской эмигрантской семьи первой волны. Там же начала работу над романом «Венесуэльские хроники, или Странные сказки маленькой Венеции», первая книга которого увидела свет в журнале «Дружба народов» №№10, 11 за 2003 год. Вернувшись из Южной Америки, неожиданно для себя обнаружила, что стала обладателем премии им. Сергея Есенина за 1996 год, что позволило издать лауреатский поэтический сборник «Голубичные сны». С тех пор у Светланы Максимовой вышло ещё несколько литературных сборников (стихи, проза, сказки) в оригинальном авторском художественном оформлении.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.

Фото автора.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 22 сентября 2013 | Разделы: Культура и искусство
22 сентября 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля