Иногда, бывает, хочешь спросить что-нибудь у человека, а стесняешься, потому что вопрос касается сокровенного: веры, истории, традиций. Из-за того, что непонятно, а спросить неловко, складываются стереотипы, предрассудки...
Наши предки – аланы, произошедшие от скифов. Аланов было 5 млн.. В 13 веке они, вместе с гуннами, воевали против монголо-татар, гунны аланов предали. Немногие спасшиеся ушли из Крыма на Северный Кавказ, смешались с кобанским (кавказские скифы) населением, осели – так появились осетины.
(Задумался, вздохнул). Я реалист. Хотя да, мы коренной народ и можем вопрос поднять о статусе коренного народа, чтоб считались с нами. Кстати, это идея.
? Кстати, правда, что у осетин с крымскими татарами отношения почти неприязненные? Неужели до сих пор осетины не могут простить им падения средневековой Алании?
Нет... Я думаю, нет. Но мы помним все.
Родина – Осетия. Когда крымских татар из Крыма депортировали, Сталин предложил нам сюда переселиться, на освобожденные земли. Но совет старейшин отказался, Осетия также стала нашей родиной, там захоронены наши предки. Как их бросить?
? Как осетины относятся к Сталину? Он не из ваших? Ведь в этногенезе осетин кобанские племена, а Сталина называли Коба.
Да, Сталин осетин. И фамилия его не Джугашвили, а Дзугаев, просто к фамилиям осетин, какие жили в Грузии, добавляли «швили». Не знаю, зачем. Вот моя фамилия Шаулате, а по-русски стал Савлаев. Отношение к Сталину? Мы не флюгеры. Это наш брат, отец его осетин. Все сваливать на Сталина также неправильно, сохранить такую страну непросто было...
? Интересная вещь – осетинское застолье. Сидите по семь часов, кушаете осетинские пироги, поднимаете десятки тостов. А толстого или пьяного осетина не увидишь. Как вы так умудряетесь? С детства учитесь выпивать, что ли?
Молодежь пить никто не учит, учат соблюдать умеренность. Не умеешь пить – только пригуби. Но поднять тост, хотя бы пригубить, мужчина должен. В Осетии очень длинные застолья, мужчины сидят отдельно, потому что у женщин свои разговоры, да и не могут они пить столько. Быть пьяным за столом стыдно, если ты опьянеешь, тебя больше в гости никогда не позовут. У нас очень строгий застольный этикет, есть порядок произнесения тостов. А вот культа еды нет, объедаться неприлично. Нельзя набрасываться на еду, даже если очень голоден, нельзя показывать, что ты голодный.
Подробнее в печатной версии газеты
Валентина Воробьева