Завершается реставрация в севастопольском Владимирском соборе службы уже идут. А с января здесь снова начнутся экскурсии
Владимирский собор на Центральном холме Севастополя называют усыпальницей русских адмиралов. Это архитектурный и исторический памятник национального значения. Собор строили, разрушали, восстанавливали все 160 лет его существования. Сейчас здесь в реальных условиях закончили реставрацию. Она обошлась в 5 млн. гривен. Официальное открытие собора предполагается через полгода 13 мая 2014 года, когда свое место займет иконостас.
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ЗАБВЕНИЯ
Храм официально заложен 15 июля 1854 года. К сентябрю, когда уже полным ходом шла Крымская война, сделали фундаменты и стены подвала. Естественно, работы прекратили, а рабочих и материалы использовали для укреплений. А вообще Князь-Владимирский собор возводили более тридцати лет, с 1854-го по 1888 год. Почти столько же, с 1931-го по 1965 год, длилось разрушение уникального храма. В 1965 году украинский Госстрой принял специальное постановление о его восстановлении.
В 1973 году горисполком передал восстановленный собор Святого Владимира Музею героической обороны и освобождения Севастополя, рассказал его генеральный директор Александр Рудометов. И он стал одним из пяти экскурсионных объектов. Собор тогда восстанавливали за счёт бюджета и музея. Правда, денег все равно не хватило здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны.
... Севастопольцы любят приходить в данную церковь. Мне доводилось бывать тут десятки раз. И как журналисту, и как верующему человеку. Именно его я выбрал для крещения моей младшей дочери Вероники. И я всегда с интересом слушал рассказы протоиерея Алексия, экскурсоводов и членов православной общины (её создали в середине 90-х офицеры Черноморского флота) об истории собора. Кстати, сюда обязательно приходят все министры обороны России и Украины.
УПОКОИЛИСЬ ВТОРОЙ РАЗ
Сейчас говорить, что здесь покоится прах адмиралов, можно лишь условно. В 1931 году собор передали ОСОАВИАХИМу под авиамоторные мастерские, а усыпальницу адмиралов взломали, останки по большей части уничтожили. Лишь в 1991 году специальная комиссия обследовала склеп и обнаружила между мусора обломки костей. Через год цвет русского флота адмиралы Михаил Лазарев, Владимир Корнилов, Владимир Истомин и Павел Нахимов упокоились второй раз. Останки адмиралов поместили в новые дубовые гробы и со всеми почестями опустили в отреставрированный склеп. Через сорок дней здесь установили надгробие-крест из черного полированного гранита.
Еще через пять лет техническое управление ЧФ по старым чертежам восстановило на кресте надписи с именами и фамилиями адмиралов, в центре лавровый венок с орнаментированным крестом внутри и словом «НИКА» на перекрестье. В это же время ялтинские мастера под руководством В. Жолкиевского восстанавливали иконостас нижнего храма. Помимо средств музея и общины, деньги на иконостас выделили Черноморский флот и банк «Аваль» (от старого иконостаса сохранились лишь дверные проемы и арка с розетками из цветного мрамора). Использовали белый каррарский мрамор, белый мрамор «фризок» из Челябинской области, полосатый цветной мрамор из Саяно-Шушенского месторождения. Экспериментальные мастерские «Ленпроектреставрация» изготовили паникадило (люстру), которую подвесили в верхней церкви скалолазы. Тогда же, в середине 90-х, звонницу украсили дореволюционные колокола, доставленные при содействии начальника севастопольского района гидрофизической службы ЧФ В. Бо- янкина с маяков Евпатории, Феодосии, Одессы, а также рынды с кораблей Черноморского флота.
ГЛАВНЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА
По инициативе настоятеля собора протоиерея Алексия (он здесь с 1991 года) и силами православной общины (община главный заказчик всех реставрационных работ) в нижней церкви очищены и покрашены своды и стены, восстановлены скульптором А. Сухои лепные панно, сделаны двери в крипту (подземное помещение, где находятся захоронения), на звонницу, восстановлены металлические ступени в церковную лавку. В алтаре нижней церкви на пожертвования прихожан сделан мраморный пол с подогревом. Уральские мастера безвозмездно изготовили чугунную ограду, а специалисты морской инженерной службы ЧФ её установили. Председатель Санкт-Петербургского морского собрания Николай Орлов оплатил изготовление и доставил нескольких ящиков металлических литер для настенных надписей с фамилиями погибших моряков ЧФ. Завершающим этапом восстановления верхней церкви стала роспись стен художниками-реставраторами московской Студии военных художников имени М. Грекова. В это время собор закрыли, и я, поднявшись по лесам до верхней точки купольной части собора, смог сделать несколько снимков, которыми особо дорожу. Художники работали несколько месяцев вахтовым методом, в группе от 5 до 10 человек. Установленные леса напоминали многопалубный корабль, где по отвесным трапам- лестницам можно было подняться от мозаичного пола до обводов купола верхнего храма.
Сделано, как видите, очень много, рассказал отец Алексий, как внутри собора, так и на прилегающей к храму территории, где уложена тротуарная плитка. Некоторые места снаружи мы не будем реставрировать, чтобы люди могли видеть «ранения», полученные собором в войну.
А в январе будущего года, по словам Александра Рудометова, в соборе начнутся экскурсии (это по- прежнему экскурсионный объект). Хотя работы продолжаются в нижнем храме. Здесь полностью снята штукатурка и начата подготовка под фресковую роспись, которую, как и в верхнем храме, выполнят художники- реставраторы Студии военных художников имени М. Грекова.
По словам отца Алексия, завершается подготовка иконостаса. Остались иконы и царские врата.
В 5 млн. гривен.
оценивается объём выполненных работ. Основные средства выделило российское министерство обороны.
«Лягу хоть в ногах у своих товарищей»
Строительство собора началось с доклада главного командира Черноморского флота Михаила Лазарева императору Николаю I, где он «испрашивал позволения воздвигнуть храм». При жизни адмирала успели только заложить фундамент.
11 апреля 1851 года, когда Лазарев умер от рака желудка в Вене, похоронить его решили под строящимся собором. День и ночь на строительстве склепа работали 200 рабочих. И 5 мая, когда в Севастополь прибыл пароход с телом Лазарева, склеп был готов.
5 октября 1854 года во время первой бомбардировки Севастополя вице-адмирал Владимир Корнилов был смертельно ранен на Малаховом кургане. Его последние слова «Отстаивайте же Севастополь» стали лейтмотивом обороны города.
7 марта 1855 года на Камчатском люнете близ Малахова кургана убили ядром в голову контрадмирала Владимира Истомина. Опуская гроб с ним в склеп, Нахимов сказал: «Есть место ещё для одного, лягу хоть в ногах у своих товарищей».
28 июня 1855 года на Малаховом кургане был смертельно ранен и Павел Нахимов. В день, когда его хоронили, неприятели не сделали по городу ни единого залпа. На кораблях англо-французской эскадры приспустили флаги последние почести великому флотоводцу. Тем Не Менее когда чуть позже противники заняли район собора, они открыли склеп, гробы и посрывали с адмиралов золотые эполеты.
Еще девять адмиралов похоронены в соборе. А в верхнем храме установлены мраморные плиты с именами 72 морских офицеров, участвовавших в Крымской войне.
Владимир Пасякин
на фото: Настоятель храма отец Алексий показывает на стене собора следы войны, какие оставят, чтобы «люди могли видеть».
По материалам информационного агентства Крымская газета