Последние новости

Реклама

Пожалуй, нет большего счастья, чем видеть, как растёт и тянется к солнцу посаженный тобою сад. И нет большего горя увидеть, как данный сад безжалостно вырубают и застраивают, уничтожая день за днём. Ветеран труда, посвятивший более 35 лет своей жизни благоустройству Симферополя Семён ГОЛОМШТОК не только не желает больше смотреть, как разбазаривается зелёное богатство города, тем не менее знает, как спасти то, что досталось крымской столице в наследство от «Крымзеленстроя».

- Семён Борисович, нынешние коммунальные предприятия, отвечающие за озеленение крымской столицы, в один голос сетуют на скудное финансирование. Проработав в этой отрасли с 1965 по 2000 год, вы были 18 лет заместителем управляющего трестом «Крымзеленстроя». И в промежуток времени перестройки, и в неблагополучные 90-е Симферополь утопал в зелени. Как вам это удавалось?

- Я понимаю нынешнюю ситуацию и нехватку финансирования. Сложно, тяжело. Тем Не Менее нелегко было и нам в послевоенный промежуток времени, да и в последующие годы также. Наша отрасль всегда имела проблемы с финансированием. Тем Не Менее у нас была полная поддержка со стороны руководства области и города. Даже в 90-х мы брали кредиты и ссуды в банках. Потом с помощью руководства города расплачивались. Ведь для градоначальников тогда личный вклад на благо города и его процветание считался делом чести.

В советское время существовала чёткая система организации и эксплуатации зелёного хозяйства. Посадить дерево — это только 5% от той огромной работы, которую нужно сделать потом, чтобы его обслужить. Для озеленения города нужно вырастить в открытом или закрытом пространстве цветочную рассаду, организовать систему полива, удобрения, борьбу с вредителями. Для этого необходим питомник для выращивания собственных древесно-кустарниковых культур, теплицы — для цветочной рассады, зимнего хранения многолетних культур. Нужен набор специализированной техники, автотранспорт, а самое главное — обученные кадры, профессионалы. У «Крымзеленстроя» всё это было: теплицы, питомники в четырёх городах полуострова. Работа была налажена по всей цепочке: от выращивания рассады до последующего ухода за зелёными насаждениями. В Столице Крыма был построен третий по счёту в СССР Меристемный комплекс по выращиванию безвирусного посадочного материала гвоздики Сим. Ежегодно выращивалось более 800 тысяч черенков для всех хозяйств треста. «Крымзеленстрой» вёл комплексную работу. Мы не только высаживали и ухаживали за растениями, тем не менее и строили газоны, дорожки, изготавливали парковые скамейки, малые архитектурные формы. До сих пор на улице Севастопольской ещё можно увидеть остатки почти 16-километровой сети поливочного водопровода. Всё это было. Увы, за 20 лет накопленное и приумноженное годами либо сдано в аренду, либо продано и разграблено. Симферополь лишился своих прекрасных теплиц: более 6 гектаров в Грэсовском и 2,2 гектара в районе Свободы. Сегодня из-за отсутствия в городе теплиц и питомника, находившегося в районе завода «Фотон», а ныне застроенного дворцами и виллами, в Столице Крыма нет массовой посадки саженцев молодых деревьев, кустарников, цветов. А приобретённые со стороны растения обходятся очень дорого. В недавнем прошлом к 200 летию основания города в Столице Крыма было высажено более миллиона цветочной рассады. Сейчас, если такие работы эпизодически и ведутся, то неквалифицированно. За последние два десятилетия зелёное богатство города уменьшилось более, чем на треть. Бывшие прекрасные уличные газоны превратились в стоянки автомобилей, АЗС, торговые комплексы. Территория бывшей автобазы на улице Севастопольской, где когда-то было более 120 единиц различной спецтехники, сдаётся в аренду и продаётся коммерческим структурам. А куда делся сам автотранспорт, остаётся загадкой. Вся работа преемника нашего треста — предприятия «Озеленитель» — свелась к тому, чтобы определять качество деревьев и кустарников при застройке города или деревьев, подлежащих спилу. Теперь все зелёные насаждения на балансе города, а не МинЖКХ. Тем Не Менее созданное городским Советом предприятие «Симзеленстрой» не имеет материальной базы, потому что она осталась в собственности МинЖКХ. Тем Не Менее самое главное — у «Симзеленстроя» нет специалистов и профессионалов.

- Перспектива безрадужная. Какой выход вы предлагаете?

- Конечно, разрушить отрасль легче, чем создать новую. Тем Не Менее даже сейчас у Симферополя есть возможность использовать оставшиеся базы для её возрождения.

У нас ещё сохранились остатки тепличного хозяйства — нынешнее коммунальное предприятие «Агрофирма «Меристемный комплекс». Здесь можно выращивать цветочную рассаду для потребностей города. Тем Не Менее прежде надо прекратить разбазаривание средств и возродить надёжную структуру, которая могла бы сохранить город зелёным. Для этого нужно создать общественный совет из специалистов при городском голове. Вместе с бывшим главным инженером треста «Крымзеленстрой» Маргаритой Владимировной Шергиной мы готовы принять участие в совете, помогать при подборе кадров, координировать молодёжь. В советское время при «Крымзеленстрое» был такой технический совет. Вместе с архитекторами, руководителями городских инспекций он рассматривал все проекты, касающиеся Симферополя. Сегодня руководство города не работает с предприятиями, институтами. А широко привлекать молодёжь нужно. У нас в городе есть учебные заведения, где готовят молодых специалистов. Надо уже сейчас отбирать достойных, инициативных, готовить их к смене «нафталинных» существующих работников. Задействовать всех — школы, вузы, техникумы, которых у нас больше, чем достаточно. Не должны быть безучастными и жители Симферополя — все, кто желает превратить наш город в цветущий сад.

- А как реагируют городские власти на вашу инициативу?

- Вместе с Маргаритой Владимировной Шергиной мы предлагали руководителям города свой многолетний опыт в этой отрасли. Тем Не Менее, увы, чиновникам он не нужен. Кто знает, если бы вовремя к нам прислушались, возможно, удалось бы избежать многих серьёзных ошибок при благоустройстве города. В том числе и во время реконструкции улицы Горького. Неспециализированные коммерческие фирмы, какие привлекались на договорной основе для благоустройства улиц Горького и Кирова, парка имени Тренёва «вырвали» в городской казне огромные суммы. Работы выполнены с очень низким качеством и сомнительной перспективой на приживаемость. Почему негативный опыт улиц Карла Маркса и Горького не заставил городские власти задуматься над последствиями своих решений? Чиновники приходят и уходят, а их «творения» остаются. На центральных улицах были уничтожены многолетние деревья, сносить большинство из которых не было необходимости. Они могли простоять ещё полвека. Чтобы на улице Горького снова была тень, а деревья, как раньше, создавали замкнутый зелёный тоннель, должно пройти 20-30 лет. Спилить было достаточно всего несколько деревьев, остальные — просто подлечить. Подобная ситуация с липами на бульваре Франко была в городе ещё четверть века назад. Тогда мы нашли простое решение, чтобы спасти зелёные «лёгкие» столицы: запломбировали заражённые участки и дупла деревьев. Посмотрите, данные липы до сих пор стоят!

- В Столице Крыма на протяжении нескольких лет погибают хвойные деревья. Больно смотреть, как чахнут некогда шикарные ели в центре столицы, в парках, на Куйбышевском кольце. На ваш взгляд, в чём причина «облысения» хвойных и как их реанимировать?

- Главный бич хвойных — отсутствие достаточного количества влаги в корневой системе. Из-за этого нарушается иммунитет дерева, как следствие — поражение вирусом. Раньше мы очень бережно относились к «зелёному золоту» столицы. Весной и осенью проводили обязательные влагозарядные поливы, чтобы деревья благополучно перенесли зиму и лето. Расчищали приствольные круги, насколько возможно, разрыхляли их. С помощью поливочной машины каждое дерево получало по сто литров влаги. В своё время в «Крымзеленстрое» мы поступали так: зимой, когда поливочная техника не используется по прямому назначению, увлажняли голубые ели, сосны и каштаны. Достаточно было пустить влагу в грунт на 50-60 сантиметров. Мы проводили и профилактическую обработку деревьев от вредителей и болезней. Вот поэтому хвойные и не гибли.

- Вы участвовали в создании парка имени Гагарина, как сегодня относитесь к тому, что парк уменьшился в границах? А территория сквера около кинотеатра «Космос» не только оказалась вне парка, тем не менее и выставлена на аукцион под застройку?

- На месте нынешнего Гагаринского парка был фруктовый сад частного владельца. А когда эта территория стала городской, к созданию парка подключились все: общественность, студенты, школьники. Пруды здесь появились благодаря тому, что рядом с троллейбусным парком есть скважина. Не воспользоваться такой водоносной жилой было просто невозможно. Гагаринский парк изначально задумывался как парк тихого отдыха. Сегодня на меня наводит ужас идея городских властей создать в парке зверинец, где будут чуть ли не слона держать. Зачем? Это какой величины ему нужно создать вольер и сколько уничтожить деревьев и зелёного грунта? Разве мало того, что при вывозе спиленных деревьев в районе Малого Салгира использовали многотоннажные машины. Верхний слой грунта вместе с травами, кустарниками, плющом был уничтожен. Не дают покоя и островку в одном из водоёмов парка. Там постоянно желают что-то построить: то кафе, то гидропарк.

А ведь на этом островке гнездятся дикие утки и перелётные птицы. Теперь сквер за кинотеатром «Космос», не вошедший по непонятным причинам в границы парка, — следующий на очереди. А ведь уничтожение многолетних деревьев, между которых такое разнообразие — ливанские кедры, липы, платаны, грецкие орехи и голубые ели, лишь ухудшит экологическую ситуацию в Столице Крыма. Уверен, что общественность не должна этого допустить.

- Городские власти желают строить новые парки в пригородах Симферополя. Неужели в столице лучшего места для парков нет? Это в то время, когда в запустении стоят рощи у прудов в районе радиорынка?

- Для меня это больная тема. Уже более шести лет я обращаюсь во все инстанции автономии — от мэров до представителей президента в Крыму — с предложением создать городской парк отдыха в районе бывшего кожобувного комбината. Здесь на площади 15 гектаров, общая протяжённость которой полтора километра, растут многолетние деревья. Кстати, по довоенному генплану города там предусматривалась зелёная зона. Здесь есть три водоёма, образованные речушкой Славянкой, берущей своё начало из родников на улице Данилова. Возле ставков могут разместиться пляжные зоны, гидропарк, лодочные станции, различные спортивные, концертные сооружения, детские площадки, кафе и многое другое. Создание такой зоны отдыха для жителей Симферополя и его гостей сделало бы южную столицу ещё привлекательнее. Тем Не Менее по каким-то причинам городским властям это не по душе. Нет, они приезжают вместе со мной и архитекторами города на данную территорию, внимательно слушают, восхищаются идеей. И на этом всё. Видимо, это место подходит только для строительства коттеджей и вилл.

Я предлагаю продлить проспект Кирова до радиорынка. Это могло бы стать своеобразной осью между восточной и западной частями города. Главный вход в новый парк можно сделать через дорогу от парка имени Шевченко. Там, где проходит линия высоковольтных проводов, а значит, и строить ничего нельзя. А вот сделать это местом для главного прохода в парк — возможно. Конечно, чтобы воплотить данную идею в жизнь, нужны инвесторы. Уверен, что они найдутся. Ведь облагородить уже готовую территорию гораздо дешевле и легче, чем закладывать молодой парк, в котором отдохнуть можно будет только через четверть века. Поэтому реанимировать зелёные «лёгкие» Симферополя возможно, было бы желание у чиновников.

Юлия ЦИСАРЬ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля