Ближайшие месяцы станут для властей Киргизии испытанием на прочность. Энергетический кризис и подстёгиваемые им проблемы в других отраслях экономики неминуемо ударят по абсолютному большинству жителей республики и могут вызвать новый всплеск социальной нестабильности.
Руководители Киргизии с большой неохотой говорят о существующих проблемах в экономике. Если же чиновники всё-таки заявляют о грядущих трудностях, значит, дела обстоят и вправду плохо. Показательной в этом отношении стала статья премьер-министра Джоомарта Оторбаева.
В ней глава правительства признаёт: ситуация в энергетике критическая и существующие тенденции грозят переходом от кризиса к катастрофе. Износ мощностей и прекращение строительства крупных электростанций в постсоветский промежуток времени привели к тому, что собственное производство энергии не может покрыть возрастающие потребности. Данный год стал для страны своеобразным Рубиконом: в энергетическом секторе она превратилась из экспортёра в импортёра, вынужденного искать поставщиков за рубежом.
Помимо перебоев в энергоснабжении населения, кризис несёт с собой другие отрицательные последствия. Так, по признанию Оторбаева, в республике отсутствует возможность организации нового производства, требующего постоянного и бесперебойного снабжения электроэнергией, а оставшиеся на плаву предприятия по той же причине могут в ближайшее время остановить работу. На первый взгляд, откровенности премьера можно поаплодировать. Тем Не Менее это желание пропадает у читателя в тот самый момент, когда он доходит до раздела, посвящённого путям выхода из кризиса. Оригинальностью они не отличаются. Глава кабмина предлагает поднять тарифы и наладить поставки электроэнергии в Афганистан и Пакистан. В противном случае, утверждает он, в энергетику никогда не придут инвесторы, заинтересованные в прибыли.
Статья Джоомарта Оторбаева является показательным примером узости мышления руководителей Киргизии. Они до сих пор находятся в плену рыночных иллюзий. Рост тарифов — вот предел их экономических познаний, а иностранный инвестор для них подобен божеству, способному решить все проблемы. Подобные иллюзии дорого стоили республике. Именно они привели в реальных условиях к полному уходу государства из экономики, куцего бюджета не хватает даже на выплату нормальных пенсий, не говоря уж о масштабных экономических проектах. Упование на «невидимую руку рынка» нанесло огромный удар и по управленческому потенциалу власти. Нынешний кризис в энергетике не в последнюю очередь связан с субъективными факторами — коррупцией и недальновидными решениями. Зная о предстоящем маловодном периоде, чиновники от энергетики в прошлом году санкционировали крупные поставки электроэнергии в Казахстан.
Расхлёбывать безответственность властей придётся народу. Если планы по экспорту электроэнергии в дальнее зарубежье пока относятся к области фантастики (да и что экспортировать, если самим не хватает?), скачок тарифов — более чем реальная перспектива. Правительство не в первый раз настаивает на росте цен. Несколько месяцев назад оно уже вносило в парламент законопроект о резком — в два-три раза — увеличении тарифов. Депутаты, у которых в следующем году выборы, согласились лишь на частичное увеличение, коснувшееся абонентов с трёхфазным вводом, а также предприятий, сельхозпроизводителей и бюджетных организаций. И даже это решение вызвало недовольство населения. Так, 16 сентября жители города Нарын провели массовый митинг против роста тарифов.
Надеяться, что это был лишь единичный эпизод, не приходится. До сих пор неизвестно, как Киргизия переживёт предстоящую зиму: собственных мощностей для бесперебойных поставок электроэнергии у страны нет, а импорт из Таджикистана и Казахстана вряд ли покроет все потребности. Неизбежны ограничения подачи электроэнергии, и ударят они не только по рядовым потребителям, тем не менее и по предприятиям, что грозит республике ещё большими проблемами. И это при том, что ситуация в экономике и без того не радужная: сильно отстают от плана объёмы поступлений в бюджет, промышленное производство демонстрирует спад, а рост цен давно обогнал прогнозы чиновников. Бюджет на следующий год в который раз запланирован с ощутимым дефицитом 14 миллиардов сомов (10 миллиардов рублей).
На этом фоне ряд оппозиционных движений заявили о начале серии акций протеста. Расчёт верный: почва для массового недовольства в Киргизии готова, и подготовила её власть, демонстрирующая неспособность, да и нежелание решать насущные экономические и социальные вопросы.