С вопиющей несправедливостью столкнулись пожилые работники Центрального музея Великой Отечественной войны. Руководство музея в жесткой форме заставило сотрудников старше 70 лет написать заявления об увольнении по собственному желанию. Вопреки желанию людей и в нарушение всех трудовых норм, из музея увольняют более 20 работников.
О том, что стало причиной столь неуважительного обращения с живыми свидетелями войны, рассказал один из сотрудников музея, Виктор Михайлович Щеглов: «Говорят, что в прошлом году министр культуры Мединский сказал: слишком много пожилых людей работает в музеях. Это, наверное, и стало причиной того, что особо рьяные руководители поспешили уволить пожилых сотрудников. Причем это делается под видом заботы о нашем здоровье. В начале сентября сего года заместитель директора музея г-н А.В. Анисимов, ссылаясь на какой-то приказ министра о новом «классификаторе музейных должностей» и предстоящие в связи с этим изменения в штатном расписании, провел беседы с сотрудниками старше 70 лет».
В этих беседах он настойчиво «просил» пожилых работников написать заявления об увольнении по собственному желанию без указания дат, не дожидаясь письменного уведомления о кадровых изменениях, обещая написавшим повышенную зарплату в оставшееся до увольнения время, а к тем, кто откажется, применить «рычаги» административного воздействия: лишение премий, изменение графика работы и т. д.
Тем, кто выполнил требование руководства и написал заявление об уходе, была выплачена повышенная зарплата за сентябрь, тем же, кто по каким-либо причинам с работы уходить не захотел, зарплата была урезана в два с лишним раза. К ним стали применять и другие жесткие методы воздействия, в первую очередь, психологические.
Все это и многое другое в действиях администрации показалось сотрудникам музея подозрительным. В частности, не раз менялись формулировки в названии того, что же происходит с кадровой политикой музея: сначала говорили о сокращении, теперь же в бумагах значится, что «проводятся организационные изменения, а не сокращение штата». Впрочем, некоторые сотрудники догадываются, что дело тут в элементарном желании выслужиться перед министром, да ещё и пристроить на освободившиеся места «своих» людей – зарплаты у сотрудников музея основательно повысились. «Пока зарплата была до 10 тысяч, никто нас старыми не считал, а сейчас, когда она стала в три раза больше, решили освободить места для своих», – уверены пожилые работники.
Руководство музея считает, что за стариков никто не станет заступаться. Глух к происходящему и формально существующий профсоюз музея. В Инспекции труда г. Москвы порекомендовали обращаться по данному вопросу в суд и прокуратуру, так как он относится к категории «индивидуального трудового спора».
«Но самое невероятное и оскорбительное – то, что происходит это в преддверии 70-летия Победы над фашистской Германией при полном равнодушии местного профсоюза, и не где-нибудь, а в Центральном музее Великой Отечественной войны, одной из основных задач которого является сохранение памяти о наших родителях, защитивших страну от гитлеровского нашествия, – говорит Виктор Михайлович. – О каком воспитании патриотизма у молодежи может идти речь, когда силовому увольнению подлежат дети этих защитников – «дети войны», для которых работа в музее является смыслом жизни? Я не буду говорить здесь об их трудном детстве, об их родителях, потерявших жизнь и здоровье на той войне, об их большом вкладе в восстановление и укрепление нашей страны. Я скажу лишь то, что «дети войны» – это последние, кто видел, прочувствовал и помнит, что такое война.
Они могут рассказать и рассказывают о ней юным посетителям музея. Сейчас они чувствуют себя униженными и оскорбленными. И что бы об этом произволе сказали бы их родители, если бы остались живы?! Мы требуем уважения и справедливости!»