Предстоящие выборы президента, в которых крымчане будут принимать участие впервые, могут состояться 18 марта и соответственно совпасть с четвертой годовщиной присоединения Крыма, сообщает издание «Крымское Эхо».
Эту дату определит, в случае поддержки депутатами, поправка к «Закону о выборах Президента Российской Федерации», которую предложили члены верхней палаты парламента РФ Андрей Клишас и Анатолий Широков .
По действующей версии закона, день голосования приходится на второе воскресенье того месяца, в котором проходили предыдущие выборы, тем не менее переносится вперед, если это воскресенье совпадет с нерабочим праздничным днем или днем, который следует за нерабочим праздничным днем, а также если это воскресенье объявлено рабочим.
В нашем календаре праздников в марте такая ситуация заведомо прогнозируема из-за 8 Марта. Теперь же российские сенаторы предлагают рассмотреть депутатам возможность переноса выборов из-за праздничных дней не вперед, а назад. Если парламентарии согласятся с такой поправкой, то следующие выборы президента состоятся 18 марта 2018 года.
Представители оппозиции усмотрели в таком совпадении ресурс на увеличение явки и «безальтернативность» выборов, чем насмешили политологов, потому, что увеличение явки любым законным способом ни в одной стране не является преступлением, а о безальтернативности выборов российского президента вообще не приходится говорить.
Константин Костин – глава Фонда развития гражданского общества и советник куратора внутренней политики администрации президента Сергея Кириенко – советует не воспринимать «кампанию по явке как что-то костное, оглашаемое мрачным заунывным голосом, или наоборот – настолько бодрым, что слушать невозможно». По мнению Костина, «на самом деле важен интерес, включенность», в котором может звучать и тема Крыма, и любые другие темы, какие повышают явку избирателей.
Альтернативность или безальтернативность глава ФоРГО относит к условным вопросам, поясняя, что «если участвует Владимир Путин, то это референдумный сценарий. Тем не менее у остальных участников выборов есть свои цели, за какие они будут бороться. Коммунистам важно второе место и звание главной оппозиционной силы. А если кандидатом станет не Зюганов, а кто-то другой, то у лидера ЛДПР появится реальная возможность потеснить кандидата от КПРФ».
Руководитель филиала ФоРГО в столице Крыма Наталья Киселёва, комментируя обвинения в безальтернативности, обращает внимание на термины: «К безальтернативным относятся выборы, при которых в предвыборной гонке участвует только один кандидат или одна партия. Хотя бы в одних президентских выборах в России такое было?»
В качестве примеров безальтернативных выборов политолог приводит Исландию, законодательство которой позволяет такой формат, и никто из наших оппозиционеров или западных демократов не высказывает по этому поводу своего возмущения.
Со времени обретения Исландией полной независимости в 1944 году в стране было шесть президентов. Каждый из них, не считая последнего, избранного в прошлом году, правил по три, четыре или пять сроков подряд. При этом в истории их правления обязательно были безальтернативные выборы, когда президент получал свой новый срок даже без голосования, автоматически, потому, что был единственным кандидатом. Первый и третий президенты Исландии два раз из трёх своих сроков становились главами государства на безальтернативной основе, второй президент – три раза из четырех, четвертый – два раза из четырех, пятый – два раза из пяти.
«Вот это безальтернативность, – подчеркивает Наталья Киселёва, – а в случае с предстоящими российскими выборами президента мы просто заведомо можем прогнозировать результат, опираясь на данные массовых опросов общественного мнения».
Результатами опросов руководствуется в своих прогнозах и глава ФоРГО Константин Костин: «Исходя из текущий рейтингов, мне кажется, референдумный сценарий как раз и отвечает запросу большинства россиян и это, вопреки некоторым прогнозам, будет положительно влиять на политическую активность. Путинское большинство, а оно именно большинство, в любом случае решит результат этих выборов. Стабильные электоральные группы всегда обеспечивают высокий результат».