Симферополь. Спор за права на 24 здания государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» утратил актуальность. Об этом в этот день на пресс-конференции в Симферополе сообщила директор музея Светлана Мельникова, сообщает издание «Крыминформ».
«Благодаря взвешенной политике митрополита Лазаря, всей Симферопольской и Крымской епархии, патриархии и министерства культуры в настоящий момент спора как такового нет, поэтому нет и предмета для выяснения каких-либо взаимоотношений. Сейчас в спокойном гармоничном состоянии живем, работаем, проводим мероприятия», – сказала она.
Секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин поддержал позицию директора и поделился своим мнением на этот счёт. «Сама ситуация конфликта между представителями Русской православной церкви и музейным сообществом аномальна, потому как не так давно мы говорили, откуда на Руси появились музеи, – объяснил священнослужитель. – Первые музеи назывались древлехранилищами, открывались они при храмах и монастырях. И уже это должно напоминать нам, что именно церковь начинала первую заботу об истории, музейных экспонатах, хрониках и летописях».
Начало текущего года ознаменовалось претензиями Крымской и Симферопольской епархии на 24 здания «Херсонеса Таврического». В случае их передачи в ведение церкви музей был бы лишен статуса памятника мирового значения ЮНЕСКО.
Тогда же в Крымской епархии заявили о готовности пойти на компромисс, который мог бы выразиться в совместном пользовании объектами музея. Церковь руководствовалась тем, что объекты, о которых идёт речь – здания Владимирского Херсонесского мужского монастыря – имеют религиозное назначение. В музее заявляли о готовности сохранять с церковью партнерские отношения без передачи какого бы то ни было имущества. Позже выяснилось, что предоставить архивные документы, обосновывающие претензию церкви на объекты, епархия смогла лишь по 2 из 24 объектов.
Церковь продолжила выдвигать свои аргументы на этот счёт: благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта сказал газете «Культура», что церковь претендует лишь на постройки XIX века. «Однако поймите, церковь на городище не претендует. Херсонес – это 400 гектаров земли, это Чембало (генуэзская крепость на территории Балаклавы), пригород Севастополя, Хора, уникальная система древнегреческой сельскохозяйственной агротехники, множество других участков, где расположены памятники как античности, так и раннего Средневековья. Что же касается тех церковных построек, о которых мы говорим, то все они относятся к позапрошлому столетию», – объяснял священнослужитель.