Последние новости

Реклама

Как битва на Халхин-Голе избавила страну от второго фронта

Сейчас события, происходившие в далёком 1938 г., вспоминают мало. Иногда кажется, что и они пополнили список побед, какие благодаря интенсивной западной пропаганде у нас украли. Что ж, приближение дат их начала станет поводом напомнить…

Об этом пишет издание «Крымская газета».

В 1938 г. немецкая армия захватила Австрию, оккупировала Чехословакию, а в апреле 1939 г. Гитлер утвердил план, предусматривавший нападение на Польшу до 1 сентября 1939 г.

План – захватить Восток

В это же время потенциальный союзник «бесноватого фюрера» – японская армия на Востоке вторглась в Китай, оккупировала всю территорию Маньчжурии, создав здесь марионеточное государство Маньчжоу-Го, во главе которого был поставлен последний император пинской династии Генри Пу И. Маньчжурия была превращена в плацдарм, который мог быть использован как против СССР, так и против его союзников – Монголии и Китая.

Осенью 1938 г. в генеральном штабе японской армии был разработан план войны против Монголии и СССР, предусматривавший захват МНР с последующим овладением советского Приморья. Армия Японии должна была перерезать Транссибирскую магистраль, в перспективе – отторгнуть весь Дальний Восток от остальной части Советского Союза. Дислоцированная в Манчжурии Квантунская армия по плану атаковала Уссурийск, Владивосток, затем Хабаровск и Благовещенск.

В мае 1939 г. началось вооружённое противостояние японских и советских войск, вошедших в мировую военную историю, как битва на реке Халхин-Гол.

Взошла звезда

Победа в этой битве предопределила невмешательство Японии в агрессию Германии против СССР, что избавило Красную Армию от необходимости сражаться на два фронта. Здесь «взошла звезда» будущего «маршала Победы» Георгия Константиновича Жукова.

Всё началось, когда 1 июня 1939 г. тогдашнего заместителя командующего войсками Белорусского военного округа Жукова срочно вызвали к наркому обороны Клименту Ефремовичу Ворошилову. Уже 5 июня Жуков прибыл в штаб 57-го отдельного корпуса, находившегося в Монголии, и несколько часов только с небольшой охраной его машина колесила по степи.

Жуков лично желал осмотреть всё. Опытным глазом он оценивал слабые и сильные стороны немногочисленных советско-монгольских войск, вышедших в район Халхин-Гола. Приняв решение готовить контрудар, он отправляет в Москву срочное донесение: нужно немедленно усилить советскую авиацию, направить в МНР не менее трёх стрелковых дивизий и танковую бригаду.

Победа за двое суток

Предложения были приняты, однако драгоценное время таяло на глазах. Японцы успели сосредоточить здесь до 40 тысяч войск, 310 орудий, 135 танков и 225 самолётов. 3 июля разведка доложила Жукову, что у горы Баин-Цаган пехотинцы врага начали скрытно выдвигаться для нанесения удара. Враг собирался ударом с севера окружить и уничтожить советско-монгольские войска, державшие фронт по Халхин-Голу. Но японцы не приняли в расчёт мгновенной реакции Жукова, у которого не оставалось времени раздумывать над силой врага. Он вызвал авиацию – бомбить переправу, сюда же перенацелил часть огня батарей с центрального участка и приказал ввести в бой 11-ю танковую бригаду комбрига Михаила Петровича Яковлева. Пойдя на беспримерный риск, Жуков отдал Яковлеву приказ с ходу атаковать врага в сумерках, не дожидаясь пехоты.

Через двое суток враг был наголову разбит танкистами, тысячи трупов устилали землю, раздавленные и разбитые орудия, пулемёты, машины. Остатки вражеской группировки бросились к переправе. Её командующий генерал Камацубара (в прошлом военный атташе Японии в столице России) между первых оказался на том берегу, а скоро «переправа, – вспоминал Жуков, – была взорвана их же сапёрами, опасавшимися прорыва наших танков. Японские офицеры бросались в полном снаряжении прямо в воду и тут же тонули буквально на глазах наших танкистов».

Враг потерял до 10 тысяч человек, почти все танки, большую часть артиллерии. Но силы у японцев ещё оставались, и немалые. У Халхин-Гола развернулась 6-я армия генерала Огису: 75 тысяч человек, 182 танка, более 300 самолётов, 500 орудий, в том числе тяжёлые, срочно снятые с фортов в Порт-Артуре.

А бдительность – усыпили

Жуков подготовил план операции по полному уничтожению противника. Усложняло дело, что ни в коем случае нельзя было переносить боевые действия за монгольскую границу, чтобы не дать повода Токио прокричать на весь мир о «советской агрессии» с вытекающими отсюда последствиями.

Жуков усыпил бдительность врага, хитроумно создав впечатление, что советско-монгольские войска помышляют только об обороне. Строились зимние позиции, получалось утеплённое обмундирование, бойцам вручались наставления о ведении оборонительных боёв, самыми разнообразными средствами всё это доводилось до сведения японской разведки.

К началу контрнаступления 1-я армейская группировка Жукова имела в своём составе около 57 тысяч человек, 542 орудия и миномёта, 498 танков, 385 бронемашин и 515 боевых самолётов.

Противостоящая японская группировка генерала Рюхэя Огису имела в своем составе 7-ю и 23-ю пехотные дивизии, отдельную пехотную бригаду, семь артиллерийских полков, два танковых полка маньчжурской бригады, три полка баргутской кавалерии, два инженерных полка и другие части, что в общей сложности составляло более 75 тысяч человек, 500 артиллерийских орудий, 182 танка, 700 самолётов.

В 5:45 утра 20 августа советская артиллерия открыла мощный огонь по врагу особенно по доступным зенитным средствам. Вскоре 150 бомбардировщиков под прикрытием 100 истребителей обрушились на японские позиции. Артподготовка и бомбардировка с воздуха продолжались три часа. Затем на всём протяжении 70-километрового фронта началось наступление.

Командование 6-й японской армии так и не смогло определить направление главного удара советских войск и не предприняло попытки поддержки своим войскам.

Наступление РККА было хорошо подготовлено и явилось неожиданным для противника. В результате шестидневных боёв 6-я японская армия была фактически уничтожена. Её потери составили более 60 тыс. человек убитыми, ранеными и пленёнными, советских войск – 18 тыс. убитыми и ранеными. Особенно напряжёнными были воздушные бои, самые крупные к тому времени, в которых с обеих сторон участвовало до 800 самолётов. В итоге японские командование обратилось с просьбой о прекращении военных действий, и 16 сентября 1939 г. они были приостановлены.

Южный вариант японцев

События на Халхин-Голе имени важные международные последствия. Размеры катастрофы, постигшей японскую армию, скрыть от международного сообщества не удалось, за поражением 6-й армии наблюдали многочисленные иностранные военные корреспонденты, которым японцы разрешили присутствовать для освещения блицкрига. Отныне приоритет в японских планах получил южный вариант войны – против Великобритании и США.

Советская дипломатия, умело действуя в сложившейся обстановке, добилась заключения на взаимовыгодных условиях пакта о нейтралитете с Японией. Пакт был подписан в столице России 13 апреля 1941 г., что позволило нашей стране избежать войны на два фронта.

Победа СССР на Халхин-Голе привела к смене устремлений Японии. Гитлер безрезультатно требовал от неё напасть на СССР на Дальнем Востоке, когда в декабре 1941 г. его войска подошли к столице России. Однако маршал Жуков уже переиграл его, причем сделал это гораздо раньше и очень далеко от Москвы – на мало кому тогда известной реке Халхин-Гол…

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля