Так называется заявление крупнейшего профсоюза Франции — Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), подводящее итоги массовых выступлений трудящихся 22 марта. УЛИЦЫ 180 городов принадлежали в тот день железнодорожникам и работникам иных государственных служб — чиновникам разных рангов, медикам, учителям и даже адвокатам. Интерактивная карта Франции на сайте ВКТ, где места демонстраций отмечались флажками, стала целиком красной. Выступления прошли в знак протеста против реформ президента Эмманюэля Макрона. Он объявил о намерении приватизировать Национальную компанию железных дорог SNCF якобы за неэффективное управление и большие задолженности, упразднив особый статус и льготы её сотрудников, а также пообещал провести серьёзные преобразования в государственном аппарате, сократив 120 тыс. чиновников. Даже по мнению правой газеты «Фигаро» своими планами президент «бросает вызов самым радикальным из профсоюзов».
Все данные, а также другие либеральные реформы проводятся по рекомендациям Европейской комиссии, чья программа «заключается в том, чтобы утвердить частный сектор повсюду», отметил утром 22 марта в интервью на новостном канале BFM TV лидер народной оппозиции Жан-Люк Меланшон. Со своей стороны, он полагает, что следует «национализировать автомобильные дороги и применять дорожные деньги для ремонта дорог и инвестирования в железнодорожный транспорт, а не для участия в дивидендах для акционеров». Французская коммунистическая партия представила свои расчёты о реальных причинах долги SNCF как следствии получения непропорциональных доходов высшими должностными лицами и дала свои предложения по разрешению конфликта.
Некоторые средства массовой информации уже окрестили 22 марта «чёрным четвергом» во Франции. Было нарушено железнодорожное сообщение и отменены некоторые авиарейсы. Четверть сотрудников муниципальных школ также подключились к забастовке. По информации ВКТ, по всей стране на улицы вышли более пятисот тыс. человек. В связи с нарушениями движения транспорта французы вспомнили о забастовке 1995 года — самой крупной с мая 1968 года. Тогда железнодорожное сообщение было прервано на двадцать дней. В результате правительство отказалось от планов реформировать железнодорожный сектор. Теперь же регулярные забастовки на железнодорожном транспорте начнутся с 3 апреля — по два дня в неделю — и продлятся до конца июня. Вместе с тем они должны совпадать с датами обсуждения этого проекта закона в Национальной ассамблее (парламенте страны).
Самые внушительные демонстрации 22 марта состоялись в Париже и во втором по величине городе Франции — Марселе. Здесь главная улица — Канебьер — представляла собой внушительное и яркое зрелище: она оказалась целиком запруженной демонстрантами. В столице протестовавшие двигались двумя большими колоннами: с Восточного вокзала шли железнодорожники, а от набережной Берси — государственные служащие, соединяясь вместе на площади Бастилии. Организация протестных выступлений 22 марта являла редкое единство профсоюзов и левых партий. Инициаторами демонстраций и последующих акций выступили крупнейшие профсоюзы во главе с ВКТ и «Форс увриер» («Правда», №28 от 22 марта «Коммунары зовут к борьбе»).
Лидеры ведущих левых партий, включая национального секретаря ФКП Пьера Лорана, шли в рядах демонстрантов. Но если новый первый секретарь Социалистической партии Оливье Фор подвергся освистыванию со стороны железнодорожников, как не без ехидства отметило одно из правых изданий, то Меланшон вполне получил свою долю признания, когда многотысячная толпа, окружившая лидера «Франции непокорённой», скандировала: «Жан-Люк — президент!»
Газета «Юманите», давшая серию репортажей из Парижа и из иных городов, привела слова многих рядовых участников демонстраций, показав реальную картину протестных настроений не только железнодорожников, но и учителей, медицинских работников, лицеистов... «Будь то железнодорожники или государственные служащие — наши требования ничем не отличаются», — заметил один активист профсоюза ВКТ. «Мы сможем победить Макрона, если мы поднимем французский народ для защиты своего государства и его государственных служб», — отметил Меланшон.
Как всегда, в конце демонстраций в нескольких городах, в том числе в Париже и в Нанте, были задействованы «кассёры», провокаторы в масках, громившие витрины. Это был сигнал для полиции, пустившей в ход слезоточивый газ, а также другие «спецсредства» (на снимке). Появились пострадавшие.
Подводя итоги выступлениям 22 марта, ВКТ «призывает рабочих, безработных, пенсионеров и молодёжь взять своё будущее в собственные руки, выработать свои требования и действовать в самом широком единстве профсоюзов, чтобы обеспечить социальный прогресс». ВКТ надеется организовать новый межпрофсоюзный день действий 19 апреля и привлечь к нему наибольшее число участников.
В последние дни усилилась напряжённость в университетах страны. К протестам студентов университета Жана Жореса в Тулузе добавились события в Монпелье. Здесь протестовавшие против изменения правил поступления в вузы студенты факультета права и политических наук широко известного университета имени Поля Валери были разогнаны «неизвестными в чёрных масках, вооружёнными палками». Четверо человек были ранены. Это вопиющее нарушение прав студентов вызвало ещё большие протесты в обществе. В итоге декан факультета был вынужден подать в отставку.