Симферополь. Участие в голосовании на выборах президента Российской Федерации приняли менее 30% крымских татар, проживающих в республике. Об этом заявил член Общественной палаты Крыма и экспертно-консультативного совета при главе РК Вадим Петров на заседании «круглого стола»«Итоги президентских выборов в России: крымское измерение», сообщает издание «Крыминформ».
Петров с коллегами провел анализ электоральной активности крымских татар и сопутствующих политических заявлений из разных источников и вывел, по его же словам, максимально близкие к реальности цифры. «По нашим данным, из общего числа избирателей в Крыму – 1 млн 508 тыс человек – крымские татары составили примерно 192,6 тыс человек… примерно 12,7% от общего числа избирателей. Из них участвовали в голосовании, то есть получили бюллетени и опустили их в урну, 56,4 тыс человек, или 29,2% от общей численности крымских татар, населяющих в этот день Крым, – сказал член Общественной палаты. – Мы полагаем, что это самая высокая явка крымских татар в российском Крыму за последние 4 года, потому как в 2016 году, учитывая заявления о том, что чуть ли не половина крымских татар принимала участие, по нашим данным, тогда на выборы пришло немногим более 20%».
Он подчеркнул, что вовлечение крымских татар в российскую политическую реальность проходит медленно. «Результаты выборов свидетельствуют об определенном росте гражданской активности крымских татар, об увеличении доли участвующих в голосовании, в ряде регионов – до 40-60%, что непосредственно связано с деятельностью органов власти и общественного актива. Вместе с тем процесс интеграции крымских татар в российскую действительность протекает медленно и болезненно: значимая часть крымских татар по-прежнему находится под действием меджлисовской пропаганды, будем говорить откровенно, которая основывается на тезисах немедленного возвращения на Украину, борьбе за национальную государственность и тому подобных целях. Участвуя в реализации этих планов, крымские татары практически льют воду на лестницу меджлиса – бойкот выборов, акции протеста, отказ от участия в общественных мероприятиях и так далее», – сказал Петров.
По имеющимся у него сведениям, явка крымских татар на выборах в разрезе регионов целиком коррелируется с общими показателями активности. «Чем выше явка по региону, тем выше и явка у крымских татар. То есть общий настрой населения передается и всем членам сообщества. И напротив – чем ниже общая явка населения, тем ниже явка и у крымских татар. Наоборот мы на самом деле никогда и нигде не видели», – отметил Петров.
Наименьшая явка крымских татар, заметил эксперт, наблюдалась в местах с преобладающим крымско-татарским населением. «Особенно проблемными остаются массивы компактного проживания крымских татар, в большинстве которых зафиксирована низкая явка на выборах – от 3 до 7%. Практически моноэтнический состав населения в этих массивах ещё с украинских времен позволял меджлису вести деструктивную деятельность и всецело подчинять массы населения в этих массивах своему влиянию. Кроме того, используя методы шантажа и угроз для разобщения людей и генерирования антироссийских настроений практически и в этот день эта практика срабатывает, и мы прямо должны говорить о том, что население такого типа требует особого внимания со стороны властей и так называемых пророссийских общественных организаций крымско-татарского сообщества», – подчеркнул Вадим Петров.
В качестве действенной меры он назвал серьезная работу по донесению крымским татарам реальной картины по реализации программ обустройства крымских татар и их финансирования. «В этом плане мы серьезно недорабатываем», – заключил член Общественной палаты.