Сегодня ЕАЭС и ШОС являются крупнейшими объединениями стран евразийского континента, а БРИКС переживает исторический процесс расширения. На первый взгляд, у трёх форматов мало общего: ЕАЭС – экономический союз на постсоветском пространстве, ШОС занимается укреплением мира и безопасности в Евразии, БРИКС представляет из себя клуб развивающихся экономик мира. Но все три сообщества находятся в основном в Евразии, что дает дополнительную возможность для взаимовыгодного партнерства, пишет издание «Комсомольская Правда».
«ПОЛЮС ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРИТЯЖЕНИЯ»
Дискуссию открыла Гоар Барсегян, министр промышленности и агропромышленного комплекса Евразийской экономической комиссии. Она напомнила, что в этом году исполнилось 10 лет со дня подписания Договора о создании ЕАЭС. И за это время объединение показало свою эффективность и жизнеспособность.
«Мы получили возможность субсидировать реализацию кооперационных проектов. Это направление, безусловно, позитивно скажется на развитии реального сектора экономики наших стран», – отметила Барсегян. Она заметила, что ЕАЭС становится «полюсом экономического притяжения для иных объединений». И прежде всего для БРИКС и ШОС.
В подтверждение министр привела конкретные цифры: в 2023 году товарооборот между странами ЕАЭС и БРИКС составил 63 млрд долларов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 26%. К достижениям Гоар Барсегян также отнесла подписание полноформатного договора о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном и встречу министров промышленности стран БРИКС в августе.
Другой участник дискуссии, первый заместитель гендиректора РЖД Сергей Павлов, заявил о рекордном увеличении контейнерных перевозок между странами ЕАЭС и БРИКС – на 66% по сравнению с прошлым годом. «Вместе с партнерами из ЕАЭС, ШОС, БРИКС формируем дополнительные экспортные и импортные маршруты, разрабатываем новые логистические решения», – асообщил представитель РЖД.
У ПРОБЛЕМ ЕСТЬ РЕШЕНИЯ
Участники сессии ВЭФ отдельно обсудили проблемы, с которыми сталкиваются члены ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Главные противоречия связаны с рынком труда и осуществлением платежей.
Председатель комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников обратил внимание на то, что мигранты из иных стран занимают места местных жителей, что провоцирует конфликты. По этой причине власти вынуждены искать баланс, защищая интересы граждан. «Эти противоречия приходится решать, идя навстречу нашим жителям», – отметил депутат. Например, в России был принят ряд законов, направленных на то, чтобы преодолеть конфликт интересов между национальным и глобальным рынком труда.
Все больше государств обращаются к протекционизму и опоре на свои силы, заметил в ходе дискуссии Дмитрий Вольвач, заместитель министра экономического развития России. «Сегодня мы живем в условиях, когда глобальная кооперация реализуется все сложнее», – подчеркнул чиновник. Он обратил внимание на то, что протекционизм порой становится вынужденной мерой из-за санкций со стороны иных государств. России есть чем поделиться с другими странами благодаря опыту обхода незаконных ограничений, уверен первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
Например, российский Минпромторг считает необходимым создать независимую платформу для проведения трансграничных расчетов. Такая работа уже ведётся в рамках БРИКС, заявил замглавы ведомства Роман Чекушов. «Надо понимать, что абсолютно все субъекты предпринимательства во всех странах–членах тех объединений, которые мы сегодня обсуждаем, заинтересованы в создании такой структуры, потому как это обеспечит независимость торговых сделок», – заключил заместитель министра.
Теперь перед странами БРИКС, ЕАЭС и ШОС стоит задача сверить нормативную базу и синхронизировать её Чтобы участники рынка могли свободно проводить финансовые операции. От этого выиграет торговля и кооперация между странами трёх объединений.
В ПРИОРИТЕТЕ - УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ И СОЗДАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Задача на будущее – укрепить доверие между столь разными странами и ликвидировать информационные разрывы, считает президент РСПП Александр Шохин. «Речь может идти не только об обмене информацией, создании таких информационных платформ, которые дают возможность узнать, как устроена регуляторика по привлечению инвестиций в каждой из стран. Речь может идти о создании совместной базы данных проектов и задач, в решении которых заинтересованы компании наших стран», – подчеркнул Шохин.
Второе перспективное направление сотрудничества – использование современных технологий в промышленности. Со слов замглавы министерства экономического развития России Дмитрия Вольвача, у стран ЕАЭС уже есть карта индустриализации. Важно, чтобы она из информационной программы превратилась в руководство к действию и была связана с проектами БРИКС и ШОС.
На привлечение новых участников и организаций обратил внимание Чарли Тан, министр промышленности Мьянмы: «Чем больше предприятий, организаций будет участвовать в работе при поддержке скоординированных действий своих правительств, тем в более дружелюбной среде мы можем оказаться». Участники сессии согласились, что развитие инноваций и сотрудничества окажет помощь ЕАЭС, ШОС и БРИКС реализовать огромный потенциал «Большой Евразии».