Последние новости

Реклама

В пятницу, 20 декабря совет директоров Банка России по денежно-кредитной политике принял неожиданное решение – ключевую ставку оставили на уровне 21% годовых. По результатам глава ЦБ Эльвира Набиуллина ответила на вопросы журналистов. KP.RU собрал наиболее яркие и важные цитаты. И подчеркнул, что они значат, передаёт «Комсомольская Правда».

КАК ПРИНИМАЛИ РЕШЕНИЕ О СТАВКЕ

Эльвира Набиуллина:

«Дискуссия была вокруг того, каким факторам, каким данным следует придать больший вес, что называется, здесь и сейчас. С одной стороны, это высокая инфляция и возросшие инфляционные ожидания. С другой, очень сильное замедление кредитной активности. С точки зрения вперед смотрящей политики более весомым сигналом является замедление роста кредита».

Комментарий KP.RU:

У Центробанка нет цели сделать кредиты максимально недоступными. Ключевую ставку повышают лишь Чтобы инфляция стала снижаться. Для этого «ключ» необходимо поднять сильно выше инфляции. Тогда сберегать станет выгоднее, чем тратить и жить в кредит. Это снизит давление на цены. В ЦБ увидели, что люди и бизнес стали меньше брать в долг у банков. Значит, увеличение ключевой ставки стало работать в нужном направлении. И очень скоро это может отразиться и на инфляции.

И ЧТО, ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ВНИЗ?

Эльвира Набиуллина:

«Нам понадобится некоторое время для оценки всех эффектов достигнутой жесткости. В феврале мы будем выбирать из двух вероятных решений. Либо мы убедимся, что достигнутой жесткости достаточно, либо, если текущий масштаб перегрева спроса не будет снижаться, а кредитование перейдет к новому витку расширения, вернемся к обсуждению вопроса о повышении ключевой ставки. Мы исходим из необходимости обеспечения ценовой стабильности в разумно короткие сроки и будем предпринимать все необходимые для достижения этой цели действия. Экономика находится в неординарной ситуации. Множество факторов затрудняют влияние нашей ставки на инфляцию, и мы это понимаем. По этой причине наш план Б — ключевая ставка плюс терпение».

Комментарий KP.RU:

учитывая сплошной позитив на фондовом рынке (индекс Мосбиржи вырос более чем на 5%), в ЦБ дают сдержанный сигнал. Никто не говорит, что теперь ставка будет только снижаться. Все зависит от ситуации в экономике. Если инфляция будет и дальше разгоняться, а люди и бизнес – занимать деньги даже по существующим высоким ставкам, значит в ЦБ вновь перейдут к повышению ставки.

ЧТО БЫ СЛУЧИЛОСЬ, ЕСЛИ БЫ СТАВКА ОСТАЛАСЬ НИЗКОЙ

Эльвира Набиуллина:

«Я убеждена, что ключевая ставка работает. Без её повышения инфляция была бы гораздо выше. Мы просчитывали альтернативные сценарии, и, если бы мы, к примеру, оставили ставку на уровне, какой она была с осени 2022 года до середины прошедшего года, то есть 7,5%, то инфляция была бы уже не просто двузначной, она была бы сильно выше 20%, а, возможно, и 30%. Потому что сильно росли бы инфляционные ожидания. И главное - инфляция продолжала бы быстро ускоряться».

Комментарий KP.RU:

В отличие от различных экспертов, критикующих Центробанк за жесткую денежно-кредитную политику, люди в ЦБ несут ответственность за то, какой будет инфляция и что будет с нашими сбережениями. А эксперты наиболее часто лоббируют чьи-либо интересы. В основном крупного бизнеса. Или просто высказывают свое мнение. Угадали – хорошо. Не угадали – ничего страшного. Глава Центробанка полагаться на авось не может. По этой причине в ЦБ принимают решение не наугад или по интуиции, а на основе десятков разных математических моделей, последних макроэкономических исследований, а также недавнего практического опыта иных стран. И если первые два фактора далеки от понимания большинству из нас, то третий фактор очень наглядный. Турция несколько лет жила под лозунгом «Низкая ключевая ставка победит инфляцию». Доводы адептов этой теории были, на первый взгляд, логичными. Давайте дадим дешевые деньги бизнесу, тот возьмет их, вложил в новые производства. Тогда предложение превысит спрос, и цены понизятся. Тем не менее если в теории всё было гладко, на практике Турция сама себя загнала в инфляционную спираль. В итоге инфляция там зашкалила до 65% в 2022 и 2023 годах. Сейчас опустилась до 47%. Тем не менее лишь после того, как местный ЦБ поднял ключевую ставку до 50% годовых. И это при том, что против Турции никто не вводил беспрецедентных санкций. Интересный факт – «жестить» турецкий ЦБ начал после того, как его в первый раз в истории страны возглавила женщина - Хафизе Гайе Эркан. Также, бюджет Турции резко сократил расходы – на ближайшие три года. Вот так приходится расплачиваться за необдуманные решения.

ЗАЧЕМ необходимо ОХЛАЖДАТЬ ЭКОНОМИКУ?

Эльвира Набиуллина:

«По информации наших территориальных подразделений, есть признаки охлаждения в строительной, угледобывающей и металлургической отраслях. Также, появились предприятия, которые снизили спрос на рабочую силу. В результате этого усиливается переток сотрудников из одних отраслей в другие, где по-прежнему есть значительный дефицит трудовых ресурсов. Этот процесс ведет к ослаблению давления на рынке труда».

Комментарий KP.RU:

Модель, которую рисует ЦБ, следующая. Сейчас цены растут из-за дисбаланса спроса и предложения. Денежная масса в экономике большая, бюджетные расходы на максимуме. А вот производить или завозить в страну мы сильно больше не стали. В условиях санкций это особенно сложно. В итоге, когда ресурсов мало, а денег много, это приводит к тому, что ресурсы дорожают. В частности, компании конкурируют друг с другом за стройматериалы и за сотрудников. Растут цены и зарплаты. При охлаждении экономики при помощи ключевой ставки часть компаний откажутся от расширения и/или начнут сокращать расходы. Среди них снижая объёмы закупок и увольняя часть персонала. Это должно сбалансировать спрос и предложение в экономике. И привести к снижению темпов инфляции. Да, в этом случае кто-то окажется без работы, кто-то – без премии, у кого-то станет меньше прибыль. Тем не менее, как и у любого лекарства, у высокой ключевой ставки есть свои побочные последствия. О том, какие имеют возможность быть альтернативные варианты, мы подробно писали здесь. Хорошая новость в том, что в ЦБ не собираются держать ключевую ставку высокой всё время. Как только инфляция начнет снижаться, ставка также пойдет вниз. В частности, как это было во второй половине 2020-го и в начале 2021 года. Тогда ставка была на минимальном значении – 4,25% годовых. Тем не менее адепты «эрдоганомики» (так прозвали турецкий эксперимент из-за сильного влияния на действия местного ЦБ президента Эрдогана) даже тогда требовали снизить её до нуля – «как в развитых странах Запада».

КАКОЙ ПОДАРОК ГЛАВА ЦБ ПОПРОСИЛА БЫ У ДЕДА МОРОЗА

Эльвира Набиуллина:

«Я бы попросила, чтобы экономика у нас перешла к сбалансированным темпам роста. А это означает положительные темпы роста не на один год, а на перспективу. Чтобы у нас была уверенность, что экономика растет устойчиво, всё время. Ну и попросила бы замедления роста цен. Фактически, данные два желания совпадают в одном. Они будут повышать благосостояние людей. Тем не менее, я думаю, кроме просьб Деду Морозу, у нас есть в руках инструменты, чтобы этого добиться».

Комментарий KP.RU:

Низкая инфляция выгодна для всех. И для людей, и для бизнеса. Так проще планировать свою жизнь. Не на ближайшую неделю, а на несколько лет вперед. По этой причине ЦБ и желает добиться низкой инфляции как можно быстрее. Тогда и инвестиции в экономику пойдут быстрее. При высокой инфляции, даже если опустить ключевую ставку, мало кто будет вкладывать в развитие. Начнешь строить новый цех, все посчитаешь, а цены на стройматериалы резко вырастут – и бизнес-план уже не будет биться. О высокой ключевой ставке плачут в основном те, кто уже набрали кредитов. Тем не менее если её опустить, массовых инвестиций также не будет, как этого обещают некоторые эксперты.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Александр Галушка, президент Фонда «Кристалл роста», заместитель секретаря Общественной палаты РФ, экс-министр по развитию Дальнего Востока:

«Центробанк должен отвечать не только за инфляцию, тем не менее и за рост экономики»

- сегодня в России мы имеем дело с инфляцией ограниченного предложения. Она происходит в условиях роста затрат на рабочую силу, увеличения расходов на оборудование, сырье и комплектующие, девальвации национальной валюты и роста тарифов. Когда цены растут из-за удорожания предложения увеличение ставки не решит проблем. Кроме того, высокая ставка лишь усиливает инфляционное давление, включая перенос процентных издержек в конечную стоимость продукции или услуг. Запредельно высокая ключевая ставка ударяет по экономике, лишая её масштабных инвестиций в производство. Об этом уже бьют в набат наши предприниматели, крупнейшие государственные и частные компании, включая Ростех, Роснефть и РСПП. Чтобы контролировать инфляцию, ЦБ РФ творчески формировать структуру кредита, влиять на снижение тарифов и т.п. Иными словами, использовать весь арсенал доступных инструментов, решать задачу в комплексе. И было бы очень полезно, если ЦБ России, как и ведущие центробанки мира, включая Банк Англии, ФРС и Евроцентробанк, будет отвечать не только за инфляцию, тем не менее и за рост экономики и создание новых рабочих мест.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля