Последние новости

Реклама

Шесть десятилетий навстречу друг другу

Украина и Крым оказались вместе не вопреки и не благодаря. А просто потому, что исторический процесс имеет свою логику и последовательность

Конечно, в данный день будет сказано много. И в сказанном будет много правды, переживаний, разочарований и и вправду пережитых эмоций. Тем Не Менее будут и откровенные спекуляции, демагогические призывы, короче, все то, что так отличает нашу политику. Крым в составе Украины – это историческая данность. И оспорить её – это значит оспорить всю государственность страны.

Собственно говоря, языком документа (то есть Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года) передана Крымская область в состав УССР была с формулировкой «учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи». Разберемся – насколько эта фраза советских чиновников обоснована?

Общность экономики и территорий в данном случае не зря были вынесены в начало мотивационной части. В принципе, одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять: да, конечно же, транспортные и прочие сообщения совершать было легче с территории Украины, а потому руководители РСФСР, УССР и всего СССР оказались в 1954-м перед лицом объективной социально-экономической проблемы. Последствия депортации народов из Крыма были тяжелые и для экономики также. Первая волна переселенцев из областей средней России столкнулась с колоссальными проблемами. Новые поселенцы просто не были приспособлены к особенностям крымского климата и условиям ведения поселкового хозяйства в горах и засушливых степях. А значит –  нужен выход.

Конечно же, Никита Хрущев рассуждал с позиций реального руководителя страны (официальные её лица на тот момент Георгий Маленков и Климент Ворошилов не имели и доли той решимости). Он мог себе позволить принимать решения, что называется, на ходу. Идея о передаче Крыма в состав УССР возникла после рабочего визита Хрущева на полуостров и общения с переселенцами. А дальше – все просто закрутилось, как налаженный механизм. Президиумы двух Верховных Советов республик подготовили соответствующие представления, а высшие органы СССР 19 февраля 1954 года их утвердили. Формальность, на первый взгляд. Тем Не Менее формальность, определившая судьбы людей на десятилетия (если не навсегда) вперед.

Шесть десятков лет назад наша газета также активно освещала те события. Указ, кстати, опубликовали со значительным (по современным меркам) опозданием – только 27 февраля. А на следующий день, естественно, «ликованию масс не было предела», что и отразила в своих публикациях ялтинская «Курортная газета» ( так тогда называлась «Крымская газета». Ред.): виноградари и металлурги, врачи и колхозники, рабочие и интеллигенция, конечно же, одобряли и искренне радовались принятому властями решению. Собственно, ничего другого им как бы и не могло прийти в голову: страна – то бишь, СССР – оставалась той же. Первоначальная попытка перевести Крым на украинский язык вполне ожидаемо потерпела фиаско, и вскоре ничего не отличало Крым «российский» от Крыма «украинского». Думается, будет обоснованным сказать, что Никита Хрущев вряд ли вынашивал какие-то дальновидные планы относительно передачи Крыма. Думать о крушении советской системы в те годы было не только опасно, тем не менее и нелепо – как-никак, недавно войну выиграли. Да и «кузькину мать» при желании могли вполне любому противнику показать…

Прошедшие годы, конечно же, не сделали Крым украинским в ментальном плане. И это нельзя считать недостатком или достоинством. Просто в любой незаурядной стране есть регион, который всегда будет выделяться: в Испании – Каталония, во Франции – Гасконь, в Германии – Бавария, в Канаде – Квебек. Выделяться тем, что он может объединять очень непохожих людей и традиции, заявлять о себе громче и ярче других, претендовать быть первым и часто им становиться. В этом смысле Крым может по праву занимать место того самого особого региона Украины, который сумел стать автономией, и сделать это для того, чтобы сохранить себя и мир на общей для русских, украинцев, крымских татар, армян, греков, немцев, болгар и других народов земле. Спорить, кто пришел куда раньше и что сделал – можно бесконечно, тем не менее результатом этих прений не станет ничего полезного и и вправду важного для всех, кто здесь проживает. Да, кто-то может считать, что произошедшее 60 лет назад было почему-то несправедливо и это требуется исправить. Тем Не Менее тот, кто так думает, попросту не понимает, сколь тонка грань между миром и войной. И данные слова – не пустой звук. Наше общее достижение за последние двадцать с лишним лет, и это требуется признать – это и вправду мирное небо, сохраненные курорты и удивительная природа. Все то, что может сделать Крым богаче, лучше и красивее. А сокрушаться по потерянному – никому не запрещено. В конце концов, история про «вишневый сад» никогда не устаревает: его-то могут срубить и даже срубить ради какого-то благого дела, тем не менее сад все равно будет жалко. Так и с Крымом: раз судьбой и историей ему было уготовано место в составе Украины, то так тому и быть. И хоть история  не терпит сослагательного наклонения, тем не менее давайте себе представим, что Крымская область осталась в составе РСФСР. Могла бы, в принципе, идти речь о восстановления автономии в 90-е? То-то и оно.

Другое дело, что за данные шестьдесят лет Украина и Крым и вправду стали друг другу близки. Мы привыкли к отдыхающим с быстрым темпом речи и мягким произношением некоторых звуков, вся страна знает, что лучшее вино, виноград, клубнику и помидоры, конечно же, выращивают в Крыму. И самое важное – в Крым желают вернуться всегда, только лишь раз посетив его. Это не зависит от национальности, это зависит от любви и того чувства счастья, которое наполняет на этой нашей украинской земле.

Александр Севастьянов

Фото alternathistory.livejournal.com


 


По материалам информационного агентства Крымская газета

Тоже важно:

Дата: 18 февраля 2014 | Разделы: События
18 февраля 2014

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля