Беседа председателя ЦК профсоюза «Жанарту»,первого секретаря Актюбинского обкома Коммунистической партии Казахстана Андрея Пригоря и политического обозревателя «Правды» Виктора Трушкова.
— Андрей Игоревич, ваш профсоюз получил широкую международную известность тем, что мощно заявил о своей солидарности с протестовавшими несколько лет назад нефтяниками Жанаозена.
— Да. Недавно исполнилось три года с тех дней, когда произошла трагедия в городе Жанаозене. Между тех, кто поддержал их протест, был не только наш профсоюз. Стачка рабочих Казахстана была, например, поддержана и работающим в Российской Федерации профсоюзом трудящихся-мигрантов. Его члены заявили протест против жестокой расправы властей не только посольству Республики Казахстан в России, тем не менее и обратились во Всемирную федерацию профсоюзов (ВФП) со словами солидарности с нефтяниками Жанаозена.
— В чём конкретно проявляется деятельность вашего профсоюза?
— Приведу свежий пример. К нам обратился рабочий, которого на предприятии лишили премии. Фактически это было наказание за общественную активность, тем не менее юридическим основанием назвали нарушение трудовой дисциплины. Но трудовое законодательство Казахстана предусматривает лишь три вида наказаний: выговор, строгий выговор и расторжение договора. Поэтому суд был вынужден согласиться с нашими доводами. Премия была выдана, тем не менее спустя какое-то время работник остался без работы, так как по окончании срока прежнего трудового соглашения администрация отказалась заключать новое. Мы обо всём этом рассказали в своих профсоюзных СМИ. У нас есть свой «Информационный бюллетень», а также интернет-ресурсы. Наши публичные выступления порой оказываются весьма результативными.
— А насколько массовый ваш профсоюз?
— По нашим оценкам, несколько десятков тысяч. Тем Не Менее в условиях отсутствия легальной регистрации на данный вопрос точно ответить, знаете, трудно. Особенность в том, что к нам постоянно обращаются отраслевые и региональные профсоюзы и профкомы предприятий, какие не входят в наше объединение. Недавно на золотодобывающем предприятии Акмолинской области был создан профсоюз «Заря», он получил регистрацию, а после этого обратился к нам, заявив о желании сотрудничать с «Жанарту». Регион данный явно проблемный, старые месторождения выработаны, а вкладывать средства в новые, чтобы их разрабатывать, желающих нет. Многие собственники предпочитают свернуть дело, ибо намерены уехать за границу, где ситуация, и экономическая, и социально-политическая, более устойчива. Поэтому «Заря» там не единственный новый профсоюз. Рабочий класс понимает необходимость в объединении.
— Каково положение вашего профсоюза между организованного рабочего движения Казахстана сегодня?
— Очень непростое. В состав нашего объединения входит ряд профсоюзов, получивших официальную регистрацию в соответствующих органах Казахстана, тем не менее при этом профсоюзное объединение «Жанарту» не имеет юридического статуса. Тем не менее мы вступили во Всемирную федерацию профсоюзов, которая нас признала. Мы ездили туда на переговоры. Процесс нашего вступления в ВФП занял примерно полгода. Товарищи из федерации, которым было поручено рассматривать данную инициативу, изучали прежде всего наши реальные дела. Затем вопрос обсуждался на заседании секретариата ВФП, где было принято положительное решение.
В последнее время положение профсоюзов (я имею в виду не карманные, обслуживающие власть, а независимые профсоюзы) в Казахстане очень усложнилось. Летом был принят новый закон о профсоюзах. По мнению аналитиков, его принятие было следствием событий в Жанаозене. Так вот, по этому закону рабочие фактически лишены права на самоорганизацию. Существование межотраслевых профсоюзов теперь не предусмотрено. А всем сегодняшним независимым профсоюзам закон предписывает перейти в статус региональных или отраслевых. По окончании «переходного периода» они должны либо объединиться, либо влиться в общенациональные профсоюзы. Но сегодня получить статус общеказахстанской организации имеет возможность только Федерация профсоюзов Республики Казахстан (ФПРК). Тем Не Менее она находится под полным контролем власти. Более того, бывший глава Алматинской области был назначен указом президента Казахстана председателем ФПРК.
— Назначен президентским указом глава профсоюзов?
— Да. Естественно, что после этого ни у кого нет вопросов, что это за профсоюз. Федерация имитирует деятельность по защите прав трудящихся, тем не менее при этом в каждом серьёзном конфликте принимает сторону работодателя. Руководство ФПРК официально придерживается концепции классового сотрудничества между наёмными работниками и хозяевами предприятий.
Мы занимаем прямо противоположную позицию, заявляя, что говорить о партнёрстве труда и капитала нельзя, так как у них разные интересы. По нашему убеждению, первая задача профсоюзов — добиться достойного вознаграждения работника за его труд. Что касается работодателя, то он заинтересован в минимизации своих затрат, в том числе, а часто и прежде всего, за счёт оплаты труда.
Могу с удовлетворением сказать, что наша деятельность очень не нравится властям. Вот сейчас в парламент государства внесён закон, который в случае принятия, в чём сомневаться, увы, не приходится, даст возможность карать незарегистрированные профсоюзы и их руководство. Это значит, что после вступления закона в силу и наш профсоюз, и я, как его руководитель, можем быть подвергнуты уголовному преследованию.
— К сожалению, вы, как я понимаю, находитесь в положении человека, которого можно преследовать дважды.
— Да. И как руководителя профсоюза, и как первого секретаря обкома лишённой регистрации Коммунистической партии Казахстана.
— Расскажите, хотя бы коротко, о ситуации вокруг Компартии Казахстана.
— В республике две компартии. Это — результат раскола КПК, которая была много лет после разрушения Советского Союза единой. Тем Не Менее власти сумели нашу партию расколоть. Созданная с благословения президентской администрации во главе с Косаревым, кстати, бывшим профсоюзным работником, Коммунистическая народная партия Казахстана быстро получила регистрацию, приняла участие в парламентских выборах и получила мандаты. В то же время оставшаяся на пролетарских позициях основная Коммунистическая партия Казахстана сейчас подвергается преследованию.
Министерство юстиции затеяло проверку численности членов партии, и регистрация КПК пока приостановлена. Как мы понимаем, перед проверяющими поставлена задача во что бы то ни стало установить несоответствие «реальной» численности членов партии тем данным, какие подавались в минюст. После этого последует обвинение в фальсификации, что может быть использовано для запрета КПК.
— А, кроме КПК, какие-либо другие оппозиционные партии в Казахстане сейчас работают?
— Все оппозиционные партии зачищены. Осталась только «ручная» КНПК. Дело в том, что в 2015 году должны состояться новые парламентские выборы, поэтому власть спешит зачистить всё политическое пространство.
Оппозицией можно ещё считать независимые профсоюзы, тем не менее создаётся соответствующая законодательная база и для их устранения. Самый желательный для власти исход: вынудить независимые профсоюзы влиться в официальную федерацию профсоюзов, руководитель которой назначается указом президента, то есть фактически является государственным чиновником. Это позволит, во-первых, разбавить актив нынешних независимых профсоюзов угодными власти людьми, во-вторых, поставить деятельность всех профсоюзов под надёжный присмотр и контроль.
— Есть ли какие-то возможности противодействовать этим шагам Астаны?
— Я предлагаю независимым отраслевым профсоюзам, над которыми нависла угроза преследования, вступить в их сегодняшнем качестве во Всемирную федерацию профсоюзов. Таким образом, они, во-первых, будут легально признаны на международном уровне, во-вторых, членство в ВФП само по себе является определённой защитой.
Хочу ещё раз подчеркнуть: самое главное в профсоюзной борьбе — это солидарность. Без неё нам не достичь успеха в отстаивании интересов и прав наёмных работников, в нашем противостоянии с капиталом. Без солидарности мы вообще вряд ли чего сможем добиться. Независимые от государства и работодателей профсоюзы расширяют ряды своих сторонников, стремятся организовать борьбу наёмных работников за свои права. Понятно, что такая тенденция не устраивает ни власти, ни работодателей. Тем Не Менее мы не намерены сдаваться, а будем искать новые формы борьбы.
По материалам сайта КПРФ