Нынешний режим самоизоляции заставил театры, музеи, филармонии, галереи выпускать большие объёмы онлайн-контента. Такая экспансия интернет-пространства дала повод говорить о дальнейшей тотальной цифровизации сферы культуры. Однако специалисты считают, что эти меры вынужденные и говорить о полном переходе в виртуальный мир нельзя. «Крымская газета» спросила мнение об этом крымских деятелей культуры и искусства, передаёт «Крымская газета».
Музей в мониторе?
В условиях пандемии онлайн-продукты стали приобретать больше значения, считает директор ГБУ РК «Центральный музей Тавриды» Андрей Мальгин. Но этот вспомогательный инструмент не сможет кардинально поменять работу культурных учреждений, для которых главную ценность представляют подлинные предметы, а не их изображения.
– Это другой жанр. Не просто взять и перевести в цифру то, что у тебя есть офлайн. Например, неинтересно просто записать обычную экскурсию на видео и потом показывать. Я сам такое не смотрю… Поэтому я не могу сказать, что мы готовы к переходу в этот новый жанр. Я смотрю и на наши собственные поделки в этой сфере, и на то, что делают коллеги, далеко не всё мне нравится, и я вижу, что больше инструмент настраивается, – объясняет Андрей Мальгин.
Тем не менее работа над интернет-проектами позволяет не только осваивать новые жанры, но и оттачивать мастерство экскурсоводов, ведь камера, как зеркало, помогает бороться с огрехами, о которых даже не подозревали. Несмотря на то что в музее ждут возвращения к прежней форме общения с посетителями, новые формы взаимодействия тоже будут развиваться.
– Не только потому, что мы снова можем столкнуться с подобной ситуацией. Изменилась психология восприятия. Люди приходят, но им недостаточно уже просто посмотреть – обязательно нужно сфотографировать, а ещё лучше – выложить себя рядом. Это просто часть нашей культуры, и, разумеется, мы будем обращать на это внимание, – отметил директор Центрального музея Тавриды.
Театр на диване?
– Театр – это живой вид искусства, и развиваться он может непосредственно на своей сцене, перед живым зрителем. Все остальные формы – это всего лишь поддержка зрителя. Мне кажется, мы нашли правильный путь общения с ним в этой сложной ситуации. Мы не выставляем в онлайн-показ идущий репертуар. У нас довольно богатая коллекция наших спектаклей, которые шли когда-то на нашей сцене. Это даже поучительно и интересно, потому что зритель, который ходит на спектакли, увидит то, чего не видел ранее, – отмечает главный режиссёр Государственного академического музыкального театра Владимир Косов.
Даже на карантине творческий процесс здесь не останавливается ни на минуту. Артисты в режиме самоизоляции много поют, выкладывая видео своих выступлений в социальные сети. Идёт подготовка сценариев к новым постановкам – в планах уже есть и сказка, и тёплая комедия. К сожалению, ожидаемые премьеры этой весны – мюзикл «Человек-амфибия» и оперетта «Летучая мышь» – сейчас находятся на паузе.
– Артисты дома работают над ролями, мы перезваниваемся, уточняем, они поют. Но всё равно нужно собираться вместе. Театр – это коллективное творчество. Сейчас только речь идёт об индивидуальном видении своей роли, – отмечает Владимир Косов.
Пандемия нарушила и гастрольный график театра – спектакли в Новороссийске и Керчи перенесены на более поздний срок.
Картины в телефоне?
Освоение интернет-возможностей культурными учреждениями – инструмент обоюдоострый. С одной стороны, он привлекает молодую аудиторию, а с другой – усиливает её онлайн-зависимость.
– Наверное, будет момент, когда молодой человек попадёт в музей и тогда поймёт, в чём разница между тем, что можно увидеть в Интернете, и тем, что можно получить, соприкасаясь с искусством. Не говоря уже о том, что наш музей весьма
атмосферный. Атмосфера творчества Айвазовского, его жизни сохраняется, и, по всей видимости, посетители это каким-то образом чувствуют, – считает директор Феодосийской картинной галереи Татьяна Гайдук.
Она уверена, что онлайн-трансляции не могут соперничать с посещением музея. Интернет-проекты должны лишь разжигать любопытство и быть выполнены на профессиональном, качественном уровне.
Феодосийская картинная галерея при содействии Министерства культуры РК подготовила три видеоэкскурсии по своей экспозиции.
– Экскурсия – это всегда моноспектакль… Возникает очень личная информация экскурсовода. Это три экскурсии с какими-то личными переживаниями. Экскурсия по художественному музею не должна напоминать экскурсию для слепых: посмотрите, какое синее небо, жёлтенький песочек и так далее. У нас экскурсии, которые апеллируют к душе и сердцу, эстетическим чувствам, – уверена Татьяна Гайдук.